Таблица сравнения ДумаРадж с шахматами Фишера и с классическими шахматами.

Шахматы

Фишер-рэндом

ДумаРадж

История.

3 балла.

2 балла.

0 баллов.

Известность и распространение.

3 балла.

1 балл.

0 баллов.

Порог вовлечения и освоения.

1 балл.

0 баллов.

3 балла.

Доступность и понятность.

1 балл.

1 балл.

3 балла.

Сложность и вариативность.

1 балл.

2 балла.

3 балла.

Игровое амплуа. Влияние игрока.

2 балла.

1 балл.

3 балла.

Аудитория.

2 балла.

1 балл.

3 балла.

Спорт. Зрелище. Бизнес.

1 балл.

1 балл.

3 балла.

ДумаРадж специально разработан с учётом шахматной тематики, чтобы обеспечить высокий спрос на профессионалов в области шахмат. Это касается как игроков, так и тренеров, а также преподавателей. Благодаря развитию ДумаРадж, их знания и навыки станут еще более ценными, что, в свою очередь, увеличит их востребованность и, соответственно, стоимость услуг.

ДумаРадж сознательно синхронизирован с шахматами таким образом, чтобы сохранить связь с отечественной школой шахмат, чтобы не допустить уничижение и забвение величайшего и основного вклада отечественных шахматных специалистов в становление и развитие мировых шахмат как явления. 

ДумаРадж открывает широкий спектр возможностей для развития как теории, так и практики в сфере интеллектуальных единоборств. Рост экосистемы ДумаРадж поспособствует усилению влияния и значимости отечественной мысли на мировом уровне, а также развитию экспорта компетенций, ведь страной рождения ДумаРадж является Россия.

Сравнение ДумаРадж с шахматами Фишера и с классическими шахматами.

История.

Шахматы

Фишер-рэндом

ДумаРадж

Шахматы обрели близкий к современному варианту облик к концу XV века.

Первый известный шахматный турнир прошёл в Мадриде в 1575 году. Первый международный шахматный турнир состоялся в 1851 году в Лондоне.

Первый официальный чемпионат мира прошёл в 1886 году. Международная шахматная федерация (FIDE) была основана 20 июля 1924 года в Париже.

Долгая и богатая история.

3 балла.

Игра начала разрабатываться в 1992 году. Впервые представлена широкой публике 19 июня 1996 года в Буэнос-Айресе (Аргентина).

Впервые чемпионат мира по шахматам Фишера состоялся в немецком городе Майнце в 2001 году.

Недолгая история. Известность формируется за счёт имени разработчика.

2 балла.

Первые расчёты вариантов начались в середине 80-х годов в СССР.

В начале 2000-х возникла необходимость в проверке гипотез и тестировании вариантов, так как игра разрабатывалась не столько как свод правил, а как совокупность порядков соревнований и форматов социальных интеграций, понятных и доступных большинству, а не только спортивной части.

К середине 2021 года основная часть работ была произведена, и стартовала подготовка к публичным мероприятиям. Было проведено 7 закрытых презентаций для представителей ведущих инвестиционных фондов в сфере спорта, медиа и развлечений. Также были предложено некоторым регионам РФ провести первые публичные мероприятия на их территории, что могло бы привлечь внимание к этим регионам как к месту рождения новой игры. От иностранных представителей получены конкретные и выгодные предложения для старта и развития за пределами РФ, обращения к регионам РФ в большинстве своём проигнорированы.

Первые публичные мероприятия проведены в 2025 г. в Москве.

Начало истории.

0 баллов.


Известность и распространение.

Шахматы

Фишер-рэндом

ДумаРадж

Широко распространены. В игру играют во всех странах мира. 

3 балла.

Известны только среди шахматистов.

1 балл.

Игра на стадии опубличивания.

0 баллов.

Порог вовлечения и освоения.

Шахматы

Фишер-рэндом

ДумаРадж

Высокий порог. Необходимо несколько занятий для освоения азов игры. 

1 балл.

Высокий порог. Игра доступна только после освоения шахмат.

0 баллов.

Низкий порог. Игру легко начать. Начальный уровень осваивается за минуты. Следующие уровни сложности достигаются в процессе игры.

3 балла.

Доступность и понятность.

Шахматы

Фишер-рэндом

ДумаРадж

Абсолютному большинству для игры необходим игровой набор. Некоторые гроссмейстеры способны играть «в уме», без использования игрового набора.

1 балл.

Абсолютному большинству для игры необходим игровой набор. Некоторые гроссмейстеры способны играть «в уме», без использования игрового набора.

Для организации игры нужен рандомайзер (компьютер или игральные кости). 

1 балл.

Для организации игры необязательно иметь игровой набор. Можно использовать практически любую плоскую поверхность и практически любые предметы, на которые возможно нанести геометрические символы.

Игру можно организовать и без использования предметов, на бумаге, песке, асфальте или на снегу, нанося и стирая геометрические символы.

Многие игроки способны играть «в уме» некоторые уровни сложности, без использования игрового набора.

3 балла.

Сложность и вариативность.

Шахматы

Фишер-рэндом

ДумаРадж

Один для всех уровень сложности игры. Всего один вариант базовой и стартовой расстановки.

1 балл.

Один для всех уровень сложности игры. Всего один вариант базовой (шахматной) расстановки, который трансформируется в 960 вариантов стартовых расстановок.

2 балла.

Несколько разновекторных, но при этом взаимосвязанных уровней сложности игры. Что позволяет сделать игру доступной и полезной большему количеству игроков..

21 уникальная базовая расстановка, каждая из которых способна трансформироваться во множество базовых. К примеру, самая простая базовая расстановка на максимальном уровне сложности выдаёт более 2-х миллионов стартовых расстановок. А другая простая базовая расстановка на максимальном уровне выдает уже более 8-ми миллиардов вариантов стартовых расстановок.

Арбитральные усложнения увеличивают вариативность самой партии на порядки. 

3 балла.


Игровое амплуа. Влияние игрока.

Шахматы

Фишер-рэндом

ДумаРадж

Амплуа, как и сама игровая сложность, определяется только контролем времени. Пуля. Блиц. Рапид. Классика.

Развитие дебютной теории привело к тому, что настоящие шахматные баталии между сильными игроками начинаются лишь после двух-трех десятков ходов, а исходы партий значительно чаще заканчиваются ничьими. В большинстве вариантов анализ доведен до эндшпиля, и многие дебюты и последующие планы были настолько глубоко изучены с помощью компьютеров, что в начальной стадии партии практически не остается места для экспериментов и импровизации. Шахматисту приходится выбирать только из известных вариантов, иначе он рискует значительно ухудшить свою позицию.

Несмотря на ограниченность только контролем времени, именно академическое понимание шахмат позволяет развивать игровое амплуа. Однако влияние самого игрока на игровые условия остаётся слабым.

2 балла.

Игра делает уже известные дебютные стратегии неприменимыми и обесценивает глубокий анализ дебютов. Однако со временем начальные позиции, безусловно, будут систематизированы, и для различных их типов будут разработаны рекомендации, чему поспособствуют компьютеры.

В миттельшпиле и эндшпиле шахматы Фишера не отличаются от традиционных шахмат. Уже после первых десяти-пятнадцати ходов позиция становится достаточно типичной, и бывает трудно определить, по каким правилам — обычным или фишеровским — ведется партия.

Без классической шахматной базы игрок не способен развить уровень игры.

Расстановка фигур случайна и не зависит от игроков. Игрок не способен влиять на игровые условия.

1 балл.

Разнообразие расстановок, размеров и форм игровой поверхности, при этом логически взаимосвязанных между собой, позволяет формировать несколько игровых амплуа. Что делает востребованными многих и разных шахматистов.

Дебютные стратегии классических шахмат могут быть применимы только в одном варианте расстановки.

Однако игровое амплуа позволит формировать дебютный репертуар, который необходимо регулярно обновлять. Синхронизация с шахматами позволяет ускорить рост профессионального уровня игрокам с академической шахматной базой.

Расстановка фигур не случайна, логически прописана. Разные уровни сложности позволяют игроку влиять на базовую расстановку. При этом влияние игроков обоюдное. Противостояние игроков начинается ещё до первого хода.

Даже жеребьёвка, как воля случая, не диктует игроку обязательное действие. Игрок имеет силу влияния на волю случая

3 балла.


Аудитория.

Шахматы

Фишер-рэндом

ДумаРадж

Само расположение фигур указывает на то, что игра сконструирована в условиях средневековой ментальности. Многие тренеры при обучении используют образы королей, рыцарей, копейщиков, которые зачастую непонятны представителям подрастающего поколения.

Профессиональные шахматисты играют комбинациями, а не образами. Однако многие тренеры рекомендуют начинать игру в шахматы практически с дошкольного возраста. В противном случае будет сложно добиться высокого уровня игры.

Игра интересна любителям шахмат.

2 балла.

Усовершенствованная модель классической игры.

Но игра может быть востребована только шахматистами.

1 балл.

В основе игры — логика пространства. При обучении можно использовать любые понятные и близкие ученику образы.

Сформирована взаимосвязь с уже существующим шахматным миром. Но скучный и непонятный для большинства людей геймплей шахмат реконструирован и конвертирован в понятный и зрелищный для обывателя спортивный поединок.

Язык Думарадж адаптирован под представителей подрастающего поколения. При этом игра интересна представителям любого возраста.

Помимо этого, структура Думарадж состоит из нескольких прикладных форматов: когнитивный, спортивный, активный. Что позволяет игре быть интересной не только любителям шахмат и настольных игр. 

3 балла.

Спорт. Зрелище. Бизнес.

Шахматы

Фишер-рэндом

ДумаРадж

Знание «теории» или «дебютный репертуар», то есть запоминание очерёдности ходов, является основным преимуществом игрока.

Несмотря на широкое распространение, не способны привлечь массового зрителя и полностью зависят от меценатов.

Стороннему наблюдателю неинтересны.

1 балл.

Усовершенствованная модель классической игры.

Но игра может быть востребована только шахматистами.

1 балл.

Игра способна вовлечь как участника, так и наблюдателя, чему способствует доступность и низкий порог вовлечения.

Разнообразие игровых амплуа стимулирует развитие клубно-командного формата, что позволяет формировать стабильные соревновательные циклы (лиги, турниры и т.д.). А ранжирование лиг по уровням сложности позволяет соревноваться любительским клубам. Всё вместе 

Клубно-командный формат стимулирует развитие болельщицкой аудитории. Чьё внимание к спортивным событиям интересно бизнесу.

3 балла.

sapienti sat